четверг, 19 марта 2015 г.

Практика ремонта: Компьютерный ИБП FSP ATX-350PNF (Нет дежурного напряжения)

Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога. Сегодня я решил начать вести новую рубрику под общим заголовком "Практика ремонта". В ней я буду размещать небольшие материалы излагающие мой опыт ремонта компьютерной техники. Опытные мастера знают, что большинство поломок той или иной аппаратуры типичны, и лишь изредка встречается что-либо действительно неординарное. Поэтому я надеюсь что данный цикл материалов послужит если не руководством по ремонту, то хотя-бы подсказкой для IT-шников перед которыми встанет та-же проблема.

Итак, начнём. Как-то года два назад попался мне в руки дохлый блок питания FSP ATX-350PNF. Сначала я сомневался, стоит ли его ремонтировать, - мощность небольшая да и симптомы нехорошие. После снятия крышки стало понятно что ИБП действительно стоящий: куча фильтрующих дросселей, плата управления регулировкой скорости вращения куллера (технология "Noise killer"), все радиаторы сделаны из толстого, качественного алюминия. Проверил все мощные полупроводники, понял что быстро его не сделать и закрыл обратно.

Вчера достал его снова. Подключил, померил напряжение на дежурке (PS_ON# и +5VDC), напряжения не было. Открыл, провёл детальный визуальный осмотр - всё в порядке, не взутых конденсаторов или выгоревших диодов ни даже потемнений текстолита. Стало понятно что не запускается ШИМ-контроллер. Снова проверил все мощные транзисторы, диоды Шотки и диодный мост - всё целое. Пришлось проверять дросселя и трансформаторы на обрыв, но и это ничего не дало. Тогда я вспомнил, что когда-то читал помоему на rom.by что ШИМ-контроллер может не запускаться из-за потерявших свою ёмкость конденсаторов обвеса. На следующий день кое-как нашёл на плате эти конденсаторы и заменил. Блок питания заработал. Честно сказать первый раз сталкиваюсь с подобной проблемой, и потому решил поделиться.

Фотография №1. Расположение вышедших из строя конденсаторов.
В моём случае дохлыми конденсаторами оказались С11 и С12 с номиналом 10В х 1000 мкФ. Их расположение на печатной плате вы можете видеть на фотографии №1. Теперь "выжимка":

Симптомы: 
  • Отсутствует выходное напряжение при включении. 
  • Отсутствует дежурное напряжение.
Неисправность:
  • Высыхание электролитических конденсаторов C11, C12 1000 мкФ х 10 В. (ёмкость упала с 1000 до 30 - 40 мкФ). Устранено заменой на новые.

4 комментария:

  1. Спасибо! Прямо в точку! Один из конденсаторов потерял ёмкость, дежурное напряжение просело до 3.5 вольт. После замены конденсатора блок завёлся!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже благодарствую) "то что доктор прописал" визуально из 2х только один вздулся Как два менять или начать со вздутого, а там видно будет?
    Очень заинтересовала "плата управления регулировкой скорости вращения куллера (технология "Noise killer")" супер, а где она находиться детальней можно меня тыкнуть)) в неё?
    Я бы такую сотворил и для блока питания зарядки аккумуляторов. Вы на связи в инете бываете?
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  3. То-же похожая поломка, буквально вчера заменил эти банки (ух я не доверяю этим TAEPO и другим похожим электролитам, на матерях ещё помню пачками менял). В дежурке было +1,8В. Поменял на добротные и всё запустилось.Вообще FSP БП обходу стороной, у них высокая сторона хандрит постоянно. Ещё раз благодарчики за на водку.

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати, Alex V, на 12в вентиляторы управления по температуре я давно уже применяю клёвую схему (на мосфете, резюк, кондёр и терморезистор). Применил в кучу "не управляемых" видеокарт, БП и др. устройств. В поиске напишите "Пропорциональное управление вентилятором". Удачи !!!

    ОтветитьУдалить