пятница, 29 августа 2014 г.

Радиоприёмник FM диапазона из советских радиодеталей. Заметки на полях

Радиоприёмник. "Голый", но работающий.
Привет, друзья! Рад снова иметь возможность поделиться с вами мыслями, и на этот раз на тему из области радиоэлектроники. Скажу честно, радиоэлектроникой как радиотехническим творчеством я углублено увлекался где-то до 20-ти лет. Затем около пяти лет, эта сфера моих интересов была как я теперь понимаю незаслуженно оставлена. Да, всё это время я ремонтировал компьютеры, менял вздувшиеся конденсаторы в блоках питания мониторов, искал пробитые диоды Шотки в выходных цепях ИБП - одним словом занимался ремонтом железа, но не конструировал ничего сам, как говорят "с нуля" (ну или почти, схемы я обычно всё же брал готовые). И вот, около двух месяцев назад, я решил снова заняться данной темой, и собрать что-нибудь. Первой мыслью было сконструировать какой-нибудь простенький FM-приёмник, который: а) состоял бы исключительно из советских деталей (у меня их накопилось немалое количество, да и мне выросшему на всём советском, приятно заставить снова "запеть" советские транзисторы) б) Был бы проверен в работе другими паяльщиками, и прост в настройке. Так я наткнулся на предложенную ниже схему.
Принципиальная схема.
   Сначала я случайно нашёл на YouTube ролик, где один домашний мастер широкого профиля (который судя по принимаемым в  ролике радиостанциям тоже из Казахстана) спаял этот же приёмник со стереодекодером и УНЧ, а позже первоисточник - полноценную статью из журнала "Радио" за октябрь 1995 года. В статье меня смутило только то, что указанные намоточные данные для катушек соответствовали УКВ диапазону, вместо желаемого FM (данных о том, сколько чего мотать для FM не приводилось), но я решил в дальнейшем после сборку устранить эту проблему банальным растяжением катушек, о чём позже пожалел.
   Конструирование как полагается начал с поиска деталей. Среди домашних запасов нашлось практически всё, за исключением многооборотного резистора R2 типа СП3-36 и варикапа VD1. Тут выручил друг (Толик, спасибо!) - быстро откапал у себя в закромах тюнер и переключатель каналов от какого-то советского телевизора. В тюнере нашлось штук десять варикапов, а в переключателе примерно столько-же переменных резисторов нужного номинала (100 кОм).
   Первоначально я хотел использовать разводку печатной платы предлагаемой автором, но сопоставив размеры имеющихся деталей и качества разводки дорожки которой пришлось бы кропотливо раскрашивать в чёрный цвет в каком-нибудь Photoshop'е а то и в Paint'е, а потом ещё и подгонять размеры рисунка при печати отказался от этой затеи и начал разводить дорожки с принципиальной схемы сам в Sprint Layout'e. Резистор для регулировки громкости решил использовать такой-же как и для настройки частоты, и разместить его на плату. О этих двух решениях я тоже после сборки пожалел, но об этом позже. Сначала отформовал ножки у радиодеталей плоскогубцами, померил линейкой расстояния между ножками, и тут же ставил контактные площадки для новой детали в проект будущей платы (аналогичные детали разумеется, просто копировал). Работа по разводке и проверке на соответствие схемы заняла 2 дня, плата на мой взгляд получилась заметно более лаконичной чем оригинальная.

Мой вариант разводки печатной платы для
радиоприёмника. Скачать можно здесь (Sprint Layout 5).
   После подготовки рисунка печатной платы я занялся её изготовлением строго по так-называемой лазерно-утюжной технологии, разве что дорожки в конце лудить я не стал. Текстолит и раствор хлорного железа у меня остался ещё с прошлых лет, а вот сверло для сверления отверстий под детали пришлось покупать. Тут стоит выделить два моих наблюдения. Первое, это то что 300 грамм хлорного железа растворённого в литре воды даже спустя около 2-х лет стояния в тихом, пыльном углу травят не хуже нового раствора. И второе то, что текстолит очень легко перегреть. Не знаю, может всему виной советский, старый утюг, у которого сломан терморегулятор и он разогревается как бешеный, или это у меня руки кривые но одну плату в процессе перевода тонера на бумагу я перегрел (образовалась приличная воздушная прослойка между текстолитом и медью на пол-платы) буквально за 20-30 секунд "глажки". Пришлось заново резать текстолит и начинать всё сначала. Несмотря на это, я так увлёкся что собрал приёмник уже к вечеру того-же дня.

Плата с "переведённым" на неё слоем тонера.
После травления.
Сверление отверстий с помощью двигателя от
магнитофона и цангового патрона.
Монтаж - самая приятная часть работы.
   Наконец, детали были припаяны, подключен выходной динамик и настал долгожданный момент первого включения. После щелчка тумблера я услышал слабое шипение, пожалуй даже чем-то похожее на шипение радиоприёмника, но увы, сколько бы я не крутил ручку настройки переменного резистора поймать так ничего и не удалось. Тогда я решил, что возможно неправильно подпаял варикап (действительно, даже в интернете трудно найти его достоверную маркировку), или может он вообще не тот. Ещё раз посмотрел в интернете справочные материалы и понял, что варикап действительно не много не тот - у меня в плате стоял варикап с белой точкой на корпусе (КВ109А) ёмкость которого значительно меньше. Заменил, включил - тот-же результат. Начал растягивать сначала понемногу, а затем чуть ли не в прямую катушки - эффекта никакого. Ни намёка на приём. Выходной усилитель работал исправно - при прикосновении пальцем к базе VT1 слышался шум. Ничего не оставалось как заменить микросхему, всё-таки она была не новой и вполне могла подвести, хорошо что хоть не поскупился и установил микросхему в панельку.

Готовая печатная плата
   Такой-же микросхемы я не нашёл, поставил аналог - TDA7021, однако полностью проблему это не решило. Да, приёмник стал шипеть значительно громче, однако поймать хотя-бы одну станцию мне опять не удалось. Снова взялся дёргать катушки. Почти пол дня их немного растягивал, пока они не превратились в уродливую дугу, и я наконец не услышал первую радиостанцию. И тут я понял что эти катушки имеют куда большее число витков, чем это нужно для приёма FM-радиостанций. Пришлось снова мотать катушки, и заменить старые на новые. И действительно, после замены приёмник стал ловить уже 2-3 радиостанции даже без подстройки катушками. К сожалению, даже после экспериментов с манипуляциями катушками мне так и не удалось добиться того, что-бы поворотом ручки резистора настройки на радиостанцию можно было ловить больше четырёх радиостанций. Селективность приёмника оказалась тоже не на высоте - не успеваешь "прокрутить" одну радиостанцию, как следом начинает играть другая.
   Второй неприятностью стала низкая громкость звука (слушать такое радио в полной тишине ещё можно, но даже когда рядом начинают говорить приходится прислушиваться) и фактическая бесполезность регулятора громкости. Похоже, первое это вина транзисторов выходного каскада с низким коэффициентом передачи тока. Мне ясно что для получения громкости сравнимой с громкостью скажем сотового телефона (~0,5 - 1 W) нужно однозначно использовать более совершенный оконечный каскад (например, на микросхеме К174УН4А). Ещё один урок, который я извлёк: не использовать многооборотные резисторы в качестве регуляторов громкости. Слишком много придётся его крутить что-бы выключить звук или наоборот включить на полную. По понятным причинам, этот резистор оказался практически бесполезен в этой схеме. Самое интересное что он по неизвестным мне причинам не позволяет даже полностью выключить звук, не смотря на то что он выкручен до упора.
   Изначально, я хотел сделать для приёмника корпус, и превратить его в полноценное устройство, но по получившимся результатам понял, что это бессмысленно. Не смотря ни на что сборка его сборка принесла мне немало приятным минут. И в конце концов он оказался первым реально работающим приёмником в моей практике, до этого было собрано около десятка транзисторных радио СВ диапазона, но поймать ничего на них мне не разу ни удалось ввиду отсутствия в наших краях вещающих станций на этих волнах. Не исключаю, что что-либо не учёл или не правильно сделал - потому буду рад услышать ваше мнение, советы и комментарии. Спасибо что прочли, и доброго дня!


Всем, кто хочет повторить это устройство рекомендую следующие ссылки:

2 комментария:

  1. Спасибо! Очень толково всё рассказано. Читать интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. TiM's Titanium Trimmer - TITanium Art
    TiM's titanium trimmer with titanium exhaust tips its polished titanium rings stainless steel handle will impart more of titanium welder the same quality as traditional trekz titanium headphones shaving products. Titanium Trimmer used ford edge titanium allows for

    ОтветитьУдалить